Факт 1
Табачная эпидемия уносит ежегодно жизнь 5,4 миллиона человек из-за рака легких, болезней сердца и других заболеваний. Если ее не остановить, то к 2030 г. это число достигнет восьми миллионов в год. Потребление табака является одним из факторов риска для шести из восьми основных причин смерти в мире (ишемическая болезнь сердца, инсульт и другие цереброваскулярные болезни, инфекции нижних дыхательных путей, онкологические заболевания, ХОБЛ, туберкулез).
Факт 2
Эпидемия употребления табака смещается в сторону развивающихся стран, на которые через несколько десятилетий придется 80% случаев смерти, связанных с табаком. Причиной этого смещения является глобальная стратегия маркетинга табачной промышленности, которая нацелена на молодежь и взрослых в развивающихся странах. Кроме того, так как в настоящее время большинство женщин не потребляет табачные изделия, табачная промышленность проводит агрессивную политику, направленную на женщин, с целью освоить и этот потенциально новый рынок.
Факт 3
Табачная эпидемия порождена человеком, и поэтому ее можно полностью предупредить. Тем не менее, только 5% мирового населения проживает в странах, которые защищают свое население с помощью какой-либо одной из мер воздействия, позволяющих существенно сократить потребление табака.
Факт 4
Шесть наиболее эффективных стратегий, которые могут обратить вспять табачную эпидемию, изложены в комплексе стратегий ВОЗ “MPOWER”:
- стратегия (Monitoring) — мониторинг потребления табака и стратегий профилактики;
- стратегия (Protecting) — защита людей от воздействия табачного дыма;
- стратегия (Offering) — предложение помощи в целях прекращения употребления табака;
- стратегия (Warning) — предупреждение об опасностях, связанных с табаком;
- стратегия (Enforcing) — введение запретов на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий;
- стратегия (Raising) — повышение налогов на табачные изделия.
Факт 5
“MPOWER” стратегия 1: мониторинг потребления табака и стратегий профилактики.
Систему оценки потребления табака и его воздействия необходимо укрепить. В настоящее время половина стран в мире — каждые две из трех развивающихся стран — не располагают даже минимальными данными о потреблении табака молодежью и взрослыми.
Факт 6
“MPOWER” стратегия 2: защита людей от табачного дыма.
Более половины стран в мире, на которые приходится около двух третей общей численности мирового населения, разрешают курение в государственных учреждениях, на рабочих местах и в других закрытых помещениях. Политика, направленная на запрет курения на рабочих местах, которая проводится рядом промышленно развитых стран, позволила сократить общее потребление табака среди работников в среднем на 29%.
Факт 7
“MPOWER” стратегия 3: предложение помощи в целях прекращения употребления табака.
Из всех курильщиков, которые осведомлены об опасностях, связанных с табаком, трое из четырех хотят избавиться от этой привычки.
Комплексные службы, которые занимаются лечением табачной зависимости, доступны лишь для 5% мирового населения. Потребителям табака бросить курить по собственной инициативе трудно, поэтому оказание им помощи и поддержки в преодолении их зависимости принесет пользу большинству людей. Основная ответственность за лечение табачной зависимости лежит на медико-санитарных системах стран.
Факт 8
“MPOWER” стратегия 4: предупреждение об опасностях, связанных с табаком.
Графические предупреждения на упаковках табачных изделий сдерживают потребление табака, однако только 15 стран, в которых проживает 6% от общей численности населения нашей планеты, обязывают использовать наглядные предупреждения, занимающие не менее 30% основной поверхности.
Более 40% мирового населения проживает в странах, которые не принимают мер по предотвращению использования вводящих в заблуждение или обманных надписей на упаковках, например, таких как “легкие” и “с низким содержанием смол”, из которых фактически ни одно отнюдь не свидетельствует о каком-либо снижении риска для здоровья.
Факт 9
“MPOWER” стратегия 5: введение запретов на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий.
Около половины детей всего мира проживает в странах, которые не запрещают бесплатное распространение табачных изделий. Исследования, проведенные на национальном уровне до и после введения запретов на рекламу, свидетельствуют о сокращении потребления табака после введения запрета примерно на 16%.
Факт 10
“MPOWER” стратегия 6: повышение налогов на табачные изделия.
Увеличение налогов на табачные изделия на 10% обычно приводит к снижению потребления табака на 4% в странах с высоким уровнем дохода и приблизительно на 8% — в странах с низким и средним уровнями доходов. Повышение цены на табачные изделия на 70% может привести к сокращению числа всех случаев смерти, связанных с табаком, не менее чем на одну четверть.
Источник: www.who.int